Правильная критика помогает рассмотреть свои слабые стороны, стимулирует к совершенству и саморазвитию. По идее ее нужно принимать с благодарностью и даже радоваться этому, но на деле получается совсем наоборот.
Для того, чтобы критика, сказанная вами, стала двигателем прогресса, следует все тщательно обдумать. Праведный гнев ни к чему, он может привести как минимум к встречным обвинениям, а в противном случае — к слезам.
А может стоит высказаться?
Главное правило во все времена — прежде чем сказать, нужно подумать, а если речь о критике, то подумать трижды. А может иногда нужно и промолчать?
Например, когда:
— вы не знакомы досконально с темой обсуждения
— по сути проблема вас не касается
— оппонент уже понял ошибку
Правило сандвича
Для того, чтоб критика была воспринята верно, оппонент должен находиться в спокойном состоянии, в обратном случае будет принята оборонительная стойка, и диалог к хорошему не приведет.
По мнению психологов, разговор должен начинаться с похвалы.
Но, похвала должна быть правильная и по теме, например, нет смысла хвалить прическу Алены Александровны, если вы собираетесь разнести в пух и прах ее отчетную ведомость. Лучше начать так: «Алена Александровна, ваши ведомости всегда были абсолютно точны, но в этот раз что-то пошло не так… » И подытожить тоже нужно в благодушном ключе: «Я абсолютно уверенна, что благодаря вашему опыту вы сможете все быстро сделать как надо».
Чтобы не было обиды
Нужно помнить, что многими людьми критика воспринимается, как оскорбление в свою сторону, именно поэтому, никогда не нужно акцентировать внимание на человеке, а лишь на его поступке. Вместо: «У вас не получается распределить свое время правильно», лучше спросите-«И что же помешало прийти на встречу вовремя? »
Отличный маневр по совету психологов — припомнить свои оплошности «Однажды я отослала старый прайс заказчику, начальник потом 3 дня был зол на меня и грозился, что не пустит в офис и на пушечный выстрел, но, в итоге, просто лишил премии». Такой путь поставит акцент на том, что ошибки бывают у всех.
Важно! Всю критику нужно высказывать тет-а-тет, без посторонних.
Высказывания при посторонних могут быть восприняты, как унижения, и это вызовет у оппонента агрессию.
Кто помянет старое
Начиная критиковать, нельзя вспоминать старые оплошности, типа: » А помните, вы не сделали важный звонок клиенту 2 недели назад». И в любом случае, нужно дать высказаться оппоненту и выслушать его точку зрения, право голоса есть у всех.
Предложение встречного типа
Оппонент не должен в сердцах сказать- «Как могу, так и делаю, а вы только критиковать умеете». Вот поэтому, нужно высказать не только свою точку зрение, но и предложить свой вариант решения проблемы.
По сути в любой критике есть 2 пункта: как исправить оплошность и как в дальнейшем избежать ее повторения.
Индивидуальность прежде всего
Никаких общих упреков в плане: «От вашей работы нет никакого толку», всегда нужно детализировать и конкретизировать свою точку зрения, ну и плюс ко всему, нужно учитывать личные качества оппонента. Грузчик на складе вообще не услышит вас пока не повысить голос и разбавить реплику «острыми словечками», а нежная и хрупкая бухгалтерша покрывается красными пятнами и заикается уже от строгого тона голоса.
Одному нужен намек, другому упрек, а третьему письменный выговор.